При подготовке специалистов реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Ведущие преподаватели кафедры фармацевтической и токсикологической химии в весеннем семестре провели ряд плановых открытых занятий с применением активных методов со студентами 4-5 курсов ОП «Фармация».
Так, профессор Ордабаева С.К. провела лекцию по фармацевтической химии на 4 курсе в виде пресс-конференции. Целью проведения лекции-пресс-конференции было не только эффективное освоение студентами специального раздела фармацевтической химии по анализу лекарственных средств, производных бензодиазепина.
Лектором проведено подведение итогов за весь семестр, анализ полученных студентами знаний для будущей профессиональной деятельности, для развития междисциплинарных связей с другими учебными дисциплинами. Студенты заранее ознакомились с раздаточными материалами по теме лекции, в результате которого могли подготовить свои вопросы по интересующим и трудно усвояемым разделам.
Эффективность освоения материала студентами была проверена тестированием, также студенты ответили на вопросы анкетирования «Лектор глазами студента», где студенты могли дополнительно к ним в произвольной форме дать свои комментарии и оценку деятельности преподавателя.
Лекция доцента А.Д. Серикбаевой прошла со студентами 5 курса по дисциплине «Токсикологическая химия-2» с применением активного метода «лекция-обсуждение». Тема была посвящена актуальной социальной проблеме – незаконному использованию наркотических средств и методам их химико-токсикологического анализа.
Специфика борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует привлечения специалистов разного профиля: криминалистов, токсикологов, наркологов для правильного установления всех обстоятельств дела. При этом из ключевых направлений является проведение судебно-медицинских экспертиз подозреваемых с целью установления факта употребления наркотиков, результаты которых зачастую зависят от результатов лабораторных исследований биологических образцов обследуемого. Для достижения этой цели студенты должны иметь высокую теоретическую подготовку в области химико-токсикологического анализа ксенобиотиков.
В связи с вышеизложенным на современном этапе высшего образования необходимо использовать различные инновационные методы обучения, помогающие глубоко усвоить материал и закрепить полученные теоретические знания. В ходе лекции Серикбаева А.Д. с обучающимися обсуждала наиболее актуальные вопросы химико-токсикологического анализа апиатов, апиоидов и каннабиноидов. Лектор умело держала связь с аудиторией в течение всей лекции, преподнося материал в виде вопроса и обсуждая его со студентами. Это позволило преподавателю лучше преподнести материал для эффективного понимания и усвоения материала. В конце лекции студенты и преподаватели поделились своими впечатлениями. Студенты выразили благодарность лектору за столь интересную и многогранную лекцию.
Доцентом Турсубековой Б.И. проведено открытое занятие на тему: «Анализ таблеток» по дисциплине «Фармацевтическая химия и стандартизация лекарственных средств» со студентами 2 курса ускоренного отделения образовательной программы «Фармация».
Занятие проведено с применением научно-ориентированного обучения (RBL). Известно, что RBL развивает творческий потенциал у студентов, формирует у студентов системный подход к решению проблем, умение использовать современные методы исследований, внедрять и оценивать эффективность новых технологий, анализировать результаты исследований и собственной практики, а также навыки самообразования и самосовершенствования.
Cтудентам заранее было дано задание по теме занятия, в рамках которого они зарегистрировались на сайтах Scopus, Web of Science и РИНЦ, сделали обзор зарубежной литературы: провели поиск, накопление и обработку научной информации из казахстанских и международных научных баз данных.
Исследовательская работа состояла из контроля качества таблеток метамизола натрия по разделам идентификации, анализа чистоты и количественного определения, также по показателям: распадаемость, истираемость, растворение, средняя масса и др. Для выполнения исследовательской работы студенты использовали химические и физико-химические методы (спектральные, хроматографические и фармако-технологические).
На открытом занятии студенты вынесли на защиту итоги научно-исследовательской работы: раскрыли актуальность темы, показали практическую значимость нестероидных противовоспалительных средств в медицине, ознакомили присутствующих с результатами проделанной исследовательской работы.
На открытом занятии кроме преподавателей Академии принялаучастие доктор Прабита Р. (JSS Academy of Higher Education Research, Musuru,), находившаяся по программе академической мобильности, которая дала высокую оценку проведенному занятию.
Проектно-ориентированное обучение было внедрено по дисциплине «Фармацевтическая химия» для формирования у студентов бакалавриата ОП «Фармация» навыков проведения контроля качества и стандартизации лекарственных средств.
По теме проекта «Исследование стоматологических пленок, содержащих зверобой продырявленный» занимается группа В-ФК-02-21, разделенная на три малые группы (PharmaLab, Vitapharm, Pharmpower). Назначены лидеры группы, определена задача каждой малой группы, старший преподаватель кафедры А.Ш. Каракулова назначена в качестве фасилитатора.
В течение весеннего семестра группа дважды (1-2 рубежный контроль) провела отчет по проделанной работе в виде презентации и видеороликов. На первом этапе студенты зарегистрировались и проанализировали международные научные базы данных, такие как Scopus, Web of Science, Google Scholar и др. для проведения литературного обзора.
На втором этапе были изучены качественные характеристики стоматологических пленок, а также проведён их анализ с использованием современных методов анализа (ионометрия, тонкослойная хроматография, титриметрия) на соответствие требованиям нормативной документации.
В следующем семестре проектная работа будет продолжаться, планируется определение количественного содержания действующих веществ с использованием спектральных и хроматографических методов, по итогам которого будет разработан проект Временного аналитического нормативного документа.