Современные требования к выпускникам высших учебных заведений включают не только теоретические знания и практические навыки, но и способность эффективно решать сложные прикладные задачи. В связи с этим ведущие университеты мира внедряют технологию Project Based Learning (PjBL) - проектно-ориентированное обучение.
С учётом этих требований проектно-ориентированный подход можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов повышения качества образования. Он способствует развитию профессиональных компетенций и формированию навыков, необходимых специалистам XXI века.
На кафедре фармацевтической и токсикологической химии в рамках образовательной программы «Фармация» в 2024-2025 учебном году был реализован образовательный проект по дисциплине «Фармацевтическая химия» для студентов группы В-ФҚ-02-21. Основной целью проекта стало формирование у студентов практических навыков в области контроля качества и стандартизации лекарственных средств.
Научно-исследовательский проект проводился по теме «Фармацевтический анализ и стандартизация стоматологических пленок на основе экстракта зверобоя продырявленного».
Студенты были разделены на малые подгруппы с чётким распределением исследовательских задач (PharmaLab, Vitapharm, Pharmpower). Лидерами малых подгрупп выбраны студенты Ұ. Акбердиева, А. Мырзабек и Ә. Қоныс. Фасилитатором назначена старший преподаватель кафедры А.Ш. Каракулова.
Реализация проекта осуществлялась по следующим этапам:
1. Изучение научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, зарегистрированных в международных базах данных (Scopus, Web of Science, Google Scholar, PubMed и др.).
2. Разработка методик фармакопейного анализа, проведение лабораторных исследований и интерпретация полученных результатов.
3. Систематизация данных и оформление проекта Временного аналитического нормативного документа на основе полученных экспериментальных данных.
4. Визуализация хода проекта и контроль этапов с помощью онлайн-платформы Trello, позволяющей эффективно распределять задачи и отслеживать прогресс групп.
Работа над проектом велась в соответствии с заранее составленным планом. Промежуточный отчёт был проведен в период I, II рубежного контроля в присутствии профессорско-преподавательского состава кафедры.
В ходе отчёта студенты отметили, что на первом этапе исследования ими были выполнены литературный обзор с использованием международных научных баз данных (Scopus, Web of Science, Google Scholar и др.).
На втором этапе проекта были проведены исследования по определению качественных характеристик стоматологических плёнок на основе экстракта зверобоя продырявленного и их соответствию требованиям нормативных документов. В частности, были проведены идентификация с помощью качественных раеции и метода тонкослойной хроматографии, а также количественное определения анализы биологически активных веществ с использованием химических и инструментальных методов. Также определены такие показатели, как размеры, средняя масса, показатели рН, распадаемость. Все исследования проводились в научно-исследовательской лаборатории кафедры фармацевтической и токсикологической химии.
Для мониторинга выполнения проекта студенты активно использовали платформу Trello, отметив её удобство в управлении рабочими процессами и распределении обязанностей между участниками.
Руководитель подгруппы «Vitapharm» Ұ.Акбердиева также осветила возможности использования искусственного интеллекта (ИИ) в проектно-ориентированном обучении по фармацевтической химии.
ИИ - это технологии, имитирующие способность компьютеров и программ мыслить, обучаться, анализировать и принимать решения.
В своём выступлении Ұ.Акбердиева подробно остановилась на применении ИИ для автоматического поиска научной информации, подбора научных статей (через платформы Semantic Scholar, Elicit.org), составления литературных обзоров, а также извлечения краткого содержания и ключевых элементов статьи (цель, метод, результат) при нехватке времени на чтение.
Особый интерес у аудитории вызвала идея использования регрессионных моделей для количественного прогнозирования качественных характеристик стоматологических плёнок в зависимости от их состава и предсказания возможных изменений.
Студенты группы принимали участие на международном конкурсе постерных докладов «Инновационные инициативы молодых учёных», организованном кафедрой фармацевтической и токсикологической химии.
Также запланировано участие студентов докладом и результатами проекта на IV научно-практической конференции студенческого научного общества, которая пройдет в Фармацевтическом институте (г. Ташкент).
В следующем семестре работа над проектом будет продолжена, планируются исследования стоматологических пленок с применением ИК-спектроскопии, УФ-спектрофотометрии, фотоэлектроколориметрии, по итогам которых будет разработан проект Временного аналитического нормативного документа.
В ходе итогового отчета заведующая кафедрой, профессор С.К.Ордабаева и преподаватели дали высокую оценку работе студентов, отметив их прогресс в работе с зарубежной литературой, развитие аналитического мышления, уверенное владение инструментами фармакопейного анализа, а также цифровыми инструментами - MS Excel, Trello и др.
В заключение можно отметить, что проектно-ориентированное обучение помогает студентам овладеть широким спектром навыков - от поиска и анализа научной информации до разработки и обоснования аналитических методик. Работа в условиях жёстких временных рамок способствует развитию самодисциплины, а участие в реальном исследовательском процессе формирует критическое мышление и аналитический подход - качества, жизненно важные для будущих специалистов в области фармации.